система оценки успеваемости и учебного планирования: из опыта бакалавриатов зарубежных вузов

 

С.В.Феоктистов

 

 

В условиях перехода российских ВУЗов на двухуровневую систему образования (бакалавриат-магистратура) представляется необходимым рассмотрение зарубежного опыта организации учебного процесса на естественнонаучных и гуманитарных факультетах университетов. Данная статья основана на анализе положительных и отрицательных моментов во время обучения в бакалавриате и магистратуре факультета географии, рекреации и планирования Университета Северной Аризоны (NAU, США, 2002-2003 гг.), работы в бакалавриате отделения английского языка международного Столичного университета экономики и бизнеса (Пекин, КНР, 2006-2007 гг.), а также по ознакомительным материалам программы обучения в США  (ACTR) [1].

Учебное планирование. Одной из самых характерных особенностей бакалавриата является максимально возможная гибкость в выборе курсов и составлении студентами программы обучения. Обычно студенты могут выбирать из широкого разнообразия курсов университета необходимые по их мнению и создавать свою собственную программу обучения на один год. Также есть возможность примерного планирования на все четыре года обучения в бакалавриате и два года в магистратуре соответственно, так как многие курсы преподаются не каждый семестр (раз в год, а некоторые раз в два учебных года) и информация о том, когда данные курсы будут преподаваться, как правило доступна на веб-сайтах университетов.

Степень бакалавра присуждается после получения конкретного числа «кредитов» (зачетов) которые выставляются после окончания четырехлетнего обучения. Степень магистра как правило присуждается после успешного окончания всех курсов и получения необходимого числа «кредитов» по итогам двух лет обучения. Однако очень часто можно наблюдать примеры, когда студенты учатся в бакалавриате более четырех лет, а в магистратуре четыре и даже шесть лет вместо отведенных на программу двух. Это обычно обусловлено финансовыми причинами: далеко не все студенты и их родители могут заплатить за каждый учебный год в полной мере. В результате в течение отдельных семестров студенты берут неполную курсовую нагрузку и для того, чтобы набрать необходимое количество «кредитов», им предстоит более длительное обучение. Неполная курсовая нагрузка допустима во время очного обучения (заочное обучение в двухуровневой системе отсутствует), однако существует необходимый минимум нагрузки, который все студенты должны спланировать (для бакалавриата это 8-14 «кредитов» за семестр, для магистратуры – 6-8 «кредитов»).

Курсы, которые студенты проходят первые два года своего обучения в бакалавриате, известны как курсы нижнего уровня, а курсы, подлежащие прохождению в течение последующих двух лет, называются предметами для старших курсов. Справочники университетов обычно придают курсам числовые значения, которые указывают на следующие уровни обучения:

100-199 первокурсник

200-299 второкурсник

300-399 студент третьего курса

400-499 студент четвертого курса [1].

Гибкость системы обучения позволяет студентам, например, третьего года обучения выбирать курсы с индексом 200 или даже 100, если это необходимо, или студенту второго курса выбирать отдельные курсы с индексом 300. Очень часто студенты магистратуры, курсы которых имеют числовое значение 500 и 600, выбирают курсы бакалавриата с индексом 400, если они соответствуют их специализации и одобрены куратором как потенциально полезные. Основная проблема в выборе многими студентами определенных курсов – недостаток информации о преподаваемом в рамках предметов материале, а также недостаточная степень сознательности и ответственности студентов в выборе курсов в соответствии со специализацией. В связи с этим к каждому студенту бакалавриата прикрепляется куратор, или «академический советник» (academic advisor), который помогает в выборе курсов на будущий семестр и планировании на последующие годы обучения. Куратор обычно одновременно является преподавателем  основного курса студента. К каждому куратору – преподавателю бакалавриата прикрепляется 30-40 студентов.  После того, как выбор курсов будущего семестра выверен и согласован с куратором, студентом заполняется специальная форма в режиме он-лайн (на сайте университета), которая хранится в учебной части. Выставленные по итогам курса оценки подаются преподавателем конфиденциально также в учебную часть.

Отдельные курсы, из которых состоят программы для получения степени бакалавра или магистра, могут подразделяться на следующие виды [1]:

1.      Основные курсы. Эти курсы составляют основу программы для получения степени и являются обязательными для всех студентов. Студенты проходят целый ряд курсов по математике, родному языку, гуманитарным, естественным и общественным наукам. Одни университеты и их подразделения (колледжи) требуют от студентов прохождения многих основных курсов, другие ограничиваются требованием о прохождении лишь нескольких из них.

2.      Курсы специализации. Основной предмет специализации представляет собой дисциплину, которой студент уделяет главное внимание. Большинство студентов имеют одну специализацию; однако некоторые колледжи предлагают вариант выбора двойной специализации, когда к основному предмету добавляется прохождение курса по родственной дисциплине. Курсы специализации составляют от четверти до половины общего числа курсов, требующихся для получения степени.

3.      Курсы по непрофилирующему предмету. Непрофилирующие предмет является предметом второй специализации, по которому студент проходит курсы. Число курсов, требующихся от студента по непрофилирующему предмету, имеет тенденцию составлять половину числа курсов по предмету основной специализации.

4.      Курсы по выбору. Эти курсы могут выбираться из любой области знаний. Данные курсы предоставляют студенту благоприятные возможности для изучения других тем или предметов, имеющих косвенное отношение к специализации, и помогают набрать общее число «кредитов», необходимых для получения степени.

Например, обучаясь в бакалавриате факультета географии, рекреации и планирования Университета Северной Аризоны студенты должны набрать 120 «кредитов» за четыре года, из них 35 «кредитов» по основным курсам (обычно один основной курс имеет 1-4 «кредита»), 42 «кредита» по курсам специализации (предлагается выбрать необходимое количество курсов из 12 данных, чтобы «набрать» 33 «кредита» плюс 9 «кредитов» дополнительных обязательных курсов специализации),  18 «кредитов»  курсов по непрофилирующему предмету, и остальное количество «кредитов», чтобы достигнуть минимального необходимого числа 120, предлагается «набрать» за счет курсов по выбору [2]. 

В магистратуре соотношение видов курсов несколько другое. Например, для прохождения обучения в магистратуре факультета географии, рекреации и планирования Университета Северной Аризоны необходимо «набрать» 36 «кредитов», пройдя три обязательных курса специализации (7 «кредитов» в общей сложности; числовые индексы курсов указаны в паспорте специальности), четыре элективных курса по социальной географии (в общей сложности 9 «кредитов»), 2 элективных курса по физической географии (3 «кредита»), 6 «кредитов» предоставляется за научную работу и написание магистерской дипломной работы, и 11 «кредитов» предлагается «набрать» засчет других элективных курсов по согласованию с куратором [5].

Система оценки успеваемости.  Главная особенность системы оценки в бакалавриате и магистратуре зарубежных университетов состоит в том, что она предусматривает контроль и численное выражение не только знаний студентов, но и их отношения к предмету, заинтересованности в обучении, добросовестности выполнения заданий и многих других компонентов. Практически все, чем студент занимается во время обучения по отдельно взятому курсу, надлежит оценке в той или иной степени. Посещаемость занятий курса и участие в практических семинарах и лабораторных работах составляет 10-20% от общего балла студента по 100-балльной системе оценки. Участие в данном случае означает, что во время каждого или почти каждого семинара или практической работы студент принимает активное участие в дискуссиях, отвечает на вопросы преподавателя или добавляет к сказанному другими, высказывает свою точку зрения, выступает лидером, аналитиком или исполнителем в составе мини-группы (профессор каждого курса назначает одного студента лидером дискуссии на неделю занятий), активно работает в лаборатории по осуществлению эксперимента или анализа данных препаратов.

Обычно 100-балльная (процентная) система оценки имеет свой буквенный эквивалент в следующих пределах:


100-90 – A

89-80 – B

79-70 – C

69-60 – D

59-50 – E

49-0 – F


Многие преподаватели используют свою многобалльную систему (500 и более баллов) и затем просто вычисляют количество заработанных баллов в процентах и используют 100-балльную (процентную) шкалу для выведения буквенной оценки. Например, для курса магистратуры «Экономическая география сельской местности» (NAU, GGR 574, проф. Т.Парадиз) используется следующая система оценки (Табл.1)[4].

В примечании к системе оценки указано, что за каждое пропущенное занятие без уважительной причины из общего балла будет вычитываться 5 баллов, или 1% оценки.

 

 

 

Таблица 1.

Вид деятельности

%

Баллы

Промежуточный экзамен

20

100

Исследовательский проект

35

175

Устная презентация

10

50

Эссе по заданному материалу

25

125 (11 для каждого эссе)

Участие в семинарах 

10

50

Итого

100

500

Для курса бакалавриата «Экономическая география мира» (NAU, GGR241, проф. А.Лью) используется следующая шкала оценки [3]:

Таблица 2.

Вид деятельности

Количество баллов за каждое задание

Общее количество баллов

Вводный тест

-

30

Письменные задания по отдельным темам + одна карта с письменным анализом

75

300

Изготовление тематических карт

50

150

Тесты по итогам изучения глав

100

700

Проверочные контрольные работы

10

20

Итого

 

1200

Буквенный эквивалент оценок в этом случае выглядит следующим образом:

Aкак минимум 90% (1080 баллов)

Bкак минимум 80% (960 баллов)

Cкак минимум 70% (840 баллов)

Dкак минимум 60% (720 баллов)

Fниже 60% (ниже 720 баллов) [3].

Недостатком многобалльной системы является то, что она не едина и сильно варьирует от курса к курсу и также индивидуально определяется преподавателем, что вызывает затруднение при подведении итогов по факультету. Также студенту необходимо постоянно держать во внимании одновременно несколько оценочных шкал по количеству выбранных курсов. В то же время такое повышенное внимание к оценочным шкалам форсирует постоянное внимание к полученным заданиям и их своевременному выполнению (задание, сданное не вовремя, оценивается ниже, чем сданное в срок). 

Каждый студент завершает обучение в рамках программы, получая средний балл за все предметы (GPA). Совокупный средний балл существует для общей оценки выполнения студентом программы обучения и выводится путем выражения буквенных оценок А,В, и С числами 4.0, 3.0, и 2.0. Большинство университетов применяют максимальное число оценки (для А) 4.0, но некоторые применяют 5.0. Для выведения совокупного среднего балла необходимо взять цифровое значение, приданное буквенной оценке, которую студент получает за каждый курс, и умножить это число на число «кредитов», установленное заранее для каждого курса. Полученные числа (баллы) складываются и делятся на общее количество «кредитов» за все пройденные курсы (табл.3) [1]

 

Таблица 3.

Выведение среднего совокупного балла за период обучения в бакалавриате (магистратуре)

Курс

Оценка

Число «кредитов»

Балл

Буквой

Цифрой

FOR205

A

4.0

3

12

ENG102

B

3.0

3

9

MAT108

C

2.0

3

6

Итого

 

9

27

27 разделить на 9 = 3.0 – совокупный средний балл

 

Большинство университетов присваивают степень бакалавра (магистра) с отличием. Для того, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к присвоению степени с отличием, студенты должны получить дополнительные «кредиты», а также закончить семестр с совокупным средним баллом 4.0. Требования, предъявляемые к присвоению степени с отличием, варьируют от университета к университету. Существуют три вида степени с отличием: с высшим отличием (summa cum laude), с особым отличием (magna cum laude) и с отличием (cum laude) [1].

Анализируя систему оценки успеваемости и учебного планирования зарубежных ВУЗов несомненно следует учитывать, что она возможно не будет адаптирована к российским условиям в неизменном виде. Однако общие принципы бакалавриата останутся в силе в связи с едиными требованиями, выдвигаемыми различными уставными и декларационными документами, в том числе в рамках Болонской конвенции. 

 

Литература

 

1. Если Вы хотите учиться в Соединенных Штатах: Базовое унивеситетское образование / Отдел информации и ресурсов в области образования Государственного департамента США; отв. ред. Р. Таргонски. – Вашингтон: Гос. Деп. США, 2002. – С.18-21

2. B.S. in Geography – General Requirements. – 2007. – www4.nau.edu/academiccatalog/2007/Educational_programs/SBS/GeogPlanRec/BSGeog.htm

3. GGR241 Syllabus – Alan A.Lew, NAU. – 2007. – www.geog.nau.edu/courses/alew/ggr241/syl/

4. GGR574 Syllabus – Thomas Paradis, NAU. – 2007. – http://jan.ucc.nau.edu/~twp/courses/ggr574

5. M.A. in Rural Geography – General Requirements – 2006. – www4.nau.edu/academiccatalog/2006/Educational_programs/SBS/GeogPlanRec/MARuralGeogHumanGeogTP.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz