РАЗРАБОТКА
И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ЭКОПОСЕЛЕНИЯ»
Феоктистов
С.В.
Деловые интерактивные игры
проводятся в школе и ВУЗе с целью активизации процесса обучения и, как правило,
содержат в себе материал в рамках программы по предмету. Проведение деловых игр
в естественно-географическом образовании способствует значительному
стимулированию к получению знаний по отдельным темам и предоставляет
возможность попробовать свои силы в практической деятельности по планированию и
управлению процессами взаимодействия человека и природы. Особенно целесообразно
проведение деловых игр в рамках заключительных занятий в старших классах
средней школы или в ВУЗе.
Одной из удачных разработок
деловых игр является бизнес-игра «Экопоселения». В начале игры дается
детальная, но краткая информация о мировом и российском опыте создания
экопоселений. Эта тема сравнительно новая как для школы, так и для ВУЗа,
печатных публикаций сравнительно немного, поэтому информацию по ней можно найти
в Интернете на ряде российских и зарубежных сайтов. Перед проведением игры
приводятся примеры отдельных успешных экопоселений, чтобы обосновать
целесообразность их организации и прогрессивность идей, технологий и внедрений,
заложенных в данной концепции.
Перед началом обзора следует
отметить главные принципы экопоселений – минимальное воздействие на окружающую
природную среду и здоровый образ жизни, в конечном итоге приводящие к
гармонизации взаимодействия природы и человека. Однако, учитывая различные
подходы в организации экопоселений, стоит классифицировать их на традиционные и
инновационные. Концепция традиционных экопоселений заключается в организации
образа жизни людей по принципам минимального использования благ цивилизации XX и XXI
века
(электричества, моторизованного транспорта, современных материалов и приборов
для строительства и быта). Поселениями такого типа являются деревни староверов
и других религиозных общин в России и за рубежом (амишей, мормонов, квакеров).
Инновационные экопоселения представляют гораздо больший интерес для изучения и
более полного анализа ввиду прогрессивного использования современных
материальных благ и достижений научно-технического прогресса, в том числе
новейших, которое является альтернативой
традиционному образу жизни в антропогенной среде.
Так, в Ауровилле (Индия) активно
используются солнечная и ветровая энергия [1,2], в Аркосанти (Аризона, США)
здания построены с использованием арочных технологий и окнами, обеспечивающими
максимальное освещение и в то же время небольшой нагрев внутренних помещений
[5]. Во многих экопоселениях инновационного типа используются совершенные
технологии по утилизации отходов (компостные модули, мини-заводы по переработке
ТБО) [2,5,6,]. Во всех экопоселениях для строительства зданий применяются
природные материалы или близкие к ним по своему составу [2]. Во многих
экопоселениях организовано безотходное и малоотходное производство, начиная от
сувениров (Кристальные Воды, Австралия; Китеж, Россия) и сельскохозяйственной
продукции (Китеж, Россия; Слайд Рэнч и Фарм, США) и заканчивая компьютерами
(Ауровилль, Индия) [1,2,3,4,5,6].
В России в последнее время
появляется все большее число экопоселений, однако подробный анализ показал, что
во многих из них образ жизни человека мало чем отличается от обычных сел. Лишь
в немногих поселениях используются утилизация отходов и альтернативные
источники энергии, а поселенцы ведут здоровый образ жизни. В Амурской области
15 лет назад было организовано и успешно функционирует экопоселение «Город
Солнца» (окрестности села Красноярово Мазановского района) [4]. Жители Города
Солнца ведут исключительно здоровый образ жизни, заняты в собственном
малоотходном мебельном производстве, в поселении проводится профессиональная
подготовка молодежи в области мебельного производства и деревообрабатывающих
ремесел (резьба по дереву, изготовление сувениров). В планах Города Солнца –
развитие экологического туризма, развитие информационных технологий, улучшение
экологической обстановки на местном уровне [4].
После проведения рассказа с
элементами беседы необходимо изложить условия бизнес-игры. Участникам
предлагается организовать мини-группы по 4-6 человек и «создать» свое
экопоселение. Руководитель игры предлагает возможные названия экопоселений
(например, Китеж, Кристальные Воды, Азтлан, Ауровилль, Свежий Ветер). Далее
руководитель раздает задания для вновь организованных поселений – разработать
яркий имидж, свой кодекс и социальную политику для жителей, организовать
производство, соответствующее принципу минимального воздействия на природную
среду, а также вид, стоимость и сбыт своей конечной продукции (для этого им
будет необходимо снижать ее себестоимость и организовать рекламную кампанию).
Руководитель «выдает» всем экопоселениям первоначальный грант в размере 85.000,
а также бизнес-проекты для каждого поселения (пример бизнес-проекта приведен в
таблице 1). Необходимое условие – экопоселения могут потратить с
первоначального гранта не более 18.000 на текущие расходы первого месяца, все
последующие месяцы текущие расходы будут исчисляться из прибыли, полученной от
сбыта конечной продукции. Для удобства работы и контроля экопоселений
участникам также выдаются таблицы 2 и 3, таблица 3 составляется на один год.
Для анализа и оценки работы экопоселений руководителем выбирается совет
экспертов (не из числа участников поселений). Далее объявляется начало игры,
участники работают в мини-группах, эксперты следят за ходом игры, начав
заполнять таблицу оценки работы экопоселения (Таблица 4). Окончательное
заполнение таблицы 4 эксперты осуществят после окончания «первого года
деятельности» (рекомендуемое время на этот период - 1 час). После часа работы участники
представляют свои экопоселения, включая имидж, социальную политику и
производство, и отвечают на вопросы экспертов. Затем совет экспертов заседает в
отдельной комнате и оглашает результаты анализа перед всеми участниками по
каждому экопоселению – все позитивные и негативные стороны, а также награждает
победителей игры дипломами и призами в номинациях «Лучшее
экопоселение-производитель», «Самая благоприятная социальная политика», «Самый
оригинальный имидж».
Таблица
1. Пример бизнес-проекта
КИТЕЖ |
|||
Наименование
|
Единица
измерения и количество |
Первоначальная
стоимость |
Дальнейшие
текущие расходы, в месяц |
Источники энергии |
|
|
|
Электролиния
|
100 МВт 500 МВт 1000 МВт |
6000 8000 10000 |
500 800 1000 |
Солнечные
панели |
50 МВт 100 МВт 200 МВт |
5000 8000 15000 |
|
Ветроэлектрогенераторы
|
50 МВт 100 МВт 200 МВт |
3000 8000 10000 |
|
Утилизация отходов |
|
|
|
Вывоз |
1 раз в
месяц 2 раза в
месяц 4 раза в
месяц |
|
1000 2000 4000 |
Продолжение
таблицы 1
Наименование
|
Единица
измерения и количество |
Первоначальная
стоимость |
Дальнейшие
текущие расходы, в месяц |
Утилизация отходов |
|
|
|
Мини-завод
по утилизации отходов |
15 МВт 30 МВт 40 МВт |
5000 8000 10000 |
|
Выращивание и производство продукции из
кукурузы |
|
|
|
Оборудование и сырье |
|
|
|
Тракторы |
5 шт. |
5000 |
|
Дизельное
топливо |
|
|
4000 |
Навесное
оборудование |
|
15000 |
|
Линия для
выпуска продукции из кукурузы |
1000 МВт |
25000 |
|
Упаковочный
материал для производства конечной продукции |
|
|
3000 |
Освещение
|
50 МВт |
5000 |
1000 |
Рабочая сила |
|
|
|
Трактористы Операторы
линии Рабочие Агроном Эколог-эксперт
(необязательная должность) |
5 чел. 3 чел. 2 чел. 1 чел. 1
чел. |
|
1000 1500 1200 800 800 |
Реклама и сбыт продукции |
|
|
|
Эфир на
ТВ |
2 раза в
нед. 6 раз в
нед. 10 раз в
нед. |
|
1000-4000 2000-8000 3000-12000 |
Газеты |
2 статьи
в мес. 4 статьи
в мес. 8 статей
в мес. |
|
500 800 1000 |
Ярмарка |
|
|
1000 |
Сеть
магазинов |
1 магазин
|
|
1000 |
Оптовые
дилеры |
1 дилер |
|
5000 |
Таблица 2.
Распределение средств экопоселения: первоначальные затраты
Источники
энергии |
Утилизация
отходов |
Оборудование
и сырье |
Итого |
|
|
|
85.000 (максимум) |
Таблица 3.
Распределение средств экопоселения: первоначальные затраты
Месяц |
Источники
энергии |
Утилизация
отходов |
Оборудование
и сырье |
Рабочая
сила |
Реклама и
сбыт |
Итого |
Январь |
|
|
|
|
|
18.000
(максимум) |
Февраль |
|
|
|
|
|
? |
Таблица 4.
Оценка деятельности экопоселения
Критерии
и количество баллов |
Кристальные
Воды |
Китеж |
Ауровилль
|
Азтлан |
Свежий
Ветер |
1. Соответствие
первоначальных затрат экологическим принципам (10) |
|
|
|
|
|
2. Снижение воздействия на
окружающую среду (5) |
|
|
|
|
|
3. Снижение себестоимости
продукции (5) |
|
|
|
|
|
4. Увеличение рынка сбыта
(5) |
|
|
|
|
|
5. Благоприятная
социальная политика (5) |
|
|
|
|
|
6. Формирование имиджа (5) |
|
|
|
|
|
7. Эксперимент по
увеличению объема продукции (10) |
|
|
|
|
|