проблемы и перспективы Развития международного туризма в Амурской области

 

Феоктистов С.В., доцент кафедры географии, кандидат географических наук, магистр социальной и экономической географии США 

Благовещенский филиал МосАП, Благовещенский государственный педагогический университет

 

Международный туризм на территории области имеет уже 20-летнюю историю, но так и не стал одним из основных направлений туристской деятельности, как например в регионах, прилегающих к озеру Байкал, или в Приморье. В то же время потенциал развития как международного туризма, так и туризма вообще, в нашем регионе огромен. Так, по нашим расчетам, фактический суммарный показатель охвата существующих на территории Амурской области туристских объектов турпродуктом составляет лишь 2,48% от теоретического.  Кроме того, в области уже создана необходимая для принятия иностранных туристов инфраструктура, от уютных мини-санаториев в природных уголках до комфортабельных отелей в городе Благовещенске с уровнем сервиса международного класса.

В условиях экономического развития Амурской области, по нашему мнению, необходимо учитывать, что развитие туризма, главным образом международного, рассматривается мировым сообществом как один из ключевых пунктов региональных целевых экономических программ, достаточно эффективно работающих во многих странах. Например, Коста-Рика в настоящее время является одной из самых посещаемых экотуристами стран, тогда как тридцать лет назад бюджет страны полностью зависел от горнорудной промышленности. Западная часть Аризоны (США), которая находится на значительном удалении от основных автотранспортных магистралей, долгое время оставалась в тени всех видов бизнеса до тех пор, пока на заброшенных месторождениях меди не начал развиваться туристический бизнес, предлагающий туры в музей медной горы, на террикон, по извилистым улицам города Джером, а также по железной дороге в открытых для обозрения вагонах. Китайская провинция Хэйлунцзян также является одним из примеров интенсивного развития туристического бизнеса. Горнолыжные курорты, этнокультурные парки, лесные тропы создаются в подходящих для этого по природным условиям местах.

Главным условием развития туризма во всех рассмотренных случаях является наличие яркого ассоциативного символа территории. Он либо уже существовал, либо разрабатывался организаторами туризма. То же касается и туристских объектов. Часть из них – объекты природного и культурно-исторического наследия. Часть, а во многих активно посещаемых туристами регионах мира это большая часть, - вновь построенные на пустом месте туристские объекты с организованными достопримечательностями, экзотикой и даже легендами, привлекающими туристов. Яркая реклама и многочисленные сувениры являются значительной информационной поддержкой как самих туристских объектов, так и предлагаемых туров и всего регионального турпродукта в целом.

Однако все без исключения регионы сталкиваются со значительными проблемами, во многом ограничивающими развитие туризма. В условиях Амурской области нами рассматриваются следующие проблемы развития международного и внутреннего туризма и пути их решения: 

1.      Менталитет населения - сложившийся у населения стереотип о большей новизне впечатлений, экзотичности и комфортности отдыха в других регионах и странах. Единственным путем решения данной проблемы является убеждение и информирование населения через СМИ, систему образовательных учреждений и самих туристских организаций.

2.      Наличие лимитирующих факторов природного туризма (климатические, пожароопасные периоды, распространение природно-очаговых заболеваний). Таким образом, необходим учет данных факторов туроператорами и планирование туров в благоприятные периоды. Результаты научных исследований природных условий в туристских объектах на предмет наличия лимитирующих факторов опубликованы отдельной монографией.

3.      Недостаточная информированность туроператоров об объектах туризма и событиях местного значения, значимых также для въездного туризма, и как следствие недостаточное разнообразие турпродукта. Чтобы решить данную проблему, туроператорам необходимо повысить уровень информационного обеспечения, постоянное обновлять туры и обеспечивать новизну впечатлений за счет информационных ресурсов. Кроме того, решение данной проблемы возможно при условии эффективного сотрудничества туристских организаций, а не жесткой конкуренции.

4.      Ориентация малого и среднего бизнеса на краткосрочные проекты с высокой прибылью. Даже самые простые маркетинговые исследования показывают, что время краткосрочных однотипных проектов уже прошло и необходима ориентация бизнеса на малоприбыльные, но стабильные и долгосрочные направления, одним из которых является внутренний туризм. 

5.      Недостаточное количество обустроенных туристских объектов. Ключевым моментом в развитии международного туризма является организация обустроенных независимо действующих туристских объектов с ярким ассоциативным символом и вложением значительных средств в их обустройство, рекламу и штат работников. Правильно выбранные ассоциативные символы как всего региона (Приморье яркий тому пример), так и отдельных туристских объектов позволяют значительно повысить эффективность развития турпродукта и наряду с бесспорным байкальским лидером привлекать в область значительные туристские потоки из-за рубежа.

6.      Отсутствие контроля воздействия на природные комплексы. Для поддержания стабильной экологической обстановки в природных туристских объектах необходимо грамотное управление территорией и поддержания минимальной нагрузки на туристские объекты путем ее равномерного распределения.

7.      Неблагоприятная криминальная обстановка. Во всех туристских объектах, посещаемых на регулярной основе как российскими туристами, так и иностранными, необходим жесткий контроль со стороны правоохранительных органов и охранных агентств. Таким образом, предприниматели, которые могут заниматься бизнесом в туристских объектах, должны в обязательном порядке предусматривать охранные мероприятия.

Наличие трудноразрешимых проблем объясняет ориентацию малого и среднего бизнеса в регионе на менее проблемные направления с большей и быстрой прибылью. Для эффективного решения вышеперечисленных проблем необходимо объединение усилий нескольких туристских организаций, отказ от жесткой конкуренции и информационной изолированности друг от друга и равностороннее сотрудничество, являющееся основной отличительной чертой международного туристического бизнеса. При этом туристские организации, задействованные в организации одного тура, могут находиться в разных регионах. При планировании и осуществлении туров могут быть задействованы одновременно как несколько туристских объектов, принадлежащих разным организациям, так и компоновка фрагментов существовавших ранее туров сразу нескольких организаций с учетом существующего спроса. Этот опыт уже многие годы достаточно эффективно применяется такими международными организациями, как Фонд развития экологического туризма «Дерсу Узала» (госква), Earthfoot (США), Ecotourism Network (Австралия).  

Природный туризм, правильно организованный, может хорошо отрегулировать степень воздействия отдыхающих на природные комплексы в окрестностях амурских городов, свести к минимуму проблемы загрязнения ТБО рекреационных зон и те 58% пожаров, причинами которых являются туристские костры. А это самые острые экологические проблемы в Амурской области. Природный международный туризм обычно привлекает значительное внимание местного населения к решению экологических проблем на уровне региона, а также способствует развитию сопутствующих направлений малого бизнеса и, следовательно, значительной занятости сельского населения, что также немаловажно в условиях нашей области.

Таким образом, международный туризм рассматривается нами как перспективное направление развития туристской деятельности, долгосрочный проект, который требует немалых вложений, но, окупившись единожды, способен приносить стабильный доход не одному поколению предпринимателей, работающих и живущих на данной территории.

 

 

Hosted by uCoz